Даже те владельцы автомобиля, которые предпочитают держаться от
двигателя подальше, должны знать – и с финансовой, и с практической
точки зрения – элементарные правила по уходу за автомобилем, и
соблюдать их, не обращаясь к механику. Каждый месяц нужно производить
профилактический осмотр автомобиля, чтобы избежать поломок.
Примечание: поскольку автомобили имеют конструктивные различия,
невозможно описать в точности, где именно находится данная деталь. Если
вы не знаете, как она выглядит, вам поможет маркировка, обычно
наносимая на детали.
1. Откройте капот. У большинства автомобилей в салоне имеется
соответствующая цепочка, трос или рычаг – чаще всего под рулем или в
полу возле сиденья водителя. Потяните за рычаг или цепочку, чтобы капот
открылся. В некоторых автомобилях запирающий механизм расположен
снаружи, прямо под капотом. На многих автомобилях есть и внутренний, и
внешний запирающий механизм. Поднимите капот как можно выше. На одних
машинах капот удерживается в поднятом состоянии автоматически, на
других нужно устанавливать упор, поддерживающий капот в поднятом
состоянии. Установите упор так, чтобы капот надежно держался. Будьте
осторожны, не допустите, чтобы капот упал на вас.
Примечание: работая под капотом, не курите, не зажигайте спичек, не
допускайте образования искр – во всех этих случаях возможен взрыв.
2. Проверьте уровень масла. Уровень масла замеряется щупом – длинным и
тонким стержнем. Выньте щуп и хорошенько оботрите его тряпкой. Вновь
введите его в гнездо как можно глубже и выньте. Теперь вы можете
посмотреть уровень масла и определить, нужно ли добавить масло. Как
правило, приходится доливать один-два литра. Не доводите автомобиль до
такого состояния, чтобы доливать более двух литров масла, - вы рискуете
повредить автомобиль. При нехватке менее одного литра масло не
добавляется. Если требуется долить масла, отвинтите крышку вверху
двигателя с маркировкой «Масло» и влейте нужное количество. Лучше всего
добавлять масло той марки, которую рекомендуют производители
автомобиля. Узнать об этом можно в книге, описывающей автомобиль.
3. Проверьте охлаждающую жидкость в радиаторе. Для проверки охладителя
(антифриза) выключите двигатель и подождите, пока он остынет. В новых
автомобилях резервуар с охлаждающей жидкостью делается из прозрачного
материала, так что вы можете сразу определить, нужно ли добавлять
охлаждающую жидкость. В автомобилях старых марок, возможно, придется
отвинтить крышку радиатора и проверить уровень жидкости. Проследите,
чтобы уровень жидкости находился между отметками максимума и минимума.
Если уровень ниже минимального, смешайте пополам антифриз и воду, и
влейте смесь в отверстие емкости.
4. Проверьте уровень жидкости в системе автоматического переключения
скоростей. Уровень этой жидкости измеряется так же, как и уровень
масла, – щупом. Автомобиль должен быть с работающим двигателем (стоять
на ручном тормозе), разогретым (не стоит проверять коробку передач и
радиатор охлаждения одновременно). Выньте щуп, вытрите тряпкой и
вставьте обратно. Снова выньте щуп и посмотрите, имеет ли жидкость
розоватый цвет и прозрачность. Если жидкость с пузырьками, автомобиль
нуждается
в осмотре специалиста. Затем проверьте уровень жидкости. Если уровень
низкий, добавьте в систему жидкость рекомендуемой марки. Коробку
передач с ручным переключением должен проверять механик.
5. Проверьте тормозную жидкость. Тормозная жидкость находится в
небольшом резервуаре с пробкой или с крышкой. Снимите пробку, чтобы
проверить жидкость. В книге с описанием автомобиля сообщается, каким
образом оценить ее уровень. Если уровень ниже требуемого, добавьте
жидкости. Однако убедитесь в том, что вы добавляете соответствующий тип
жидкости; марка ее обозначена либо на крышке резервуара, либо
сообщается в описании автомобиля.
6. Если автомобиль имеет усилитель руля, проверьте уровень жидкости в
нем. Найдите резервуар с жидкостью и снимите крышку. Крышка может быть
сделана в виде щупа, и тогда легче определить, сколько жидкости следует
добавить. Добавьте жидкость, если нужно, и вновь завинтите крышку.
7. Проверьте уровень жидкости для обмывания ветрового стекла. Как и
жидкость системы охлаждения, она обычно находится в прозрачном
резервуаре. Конкретный объем этой жидкости не оговаривается, поскольку
он не влияет на безопасность автомобиля. Если нужно, пополните
резервуар.
8. Проверьте аккумулятор. Большинство новых аккумуляторов выпускают в
герметичном исполнении, и проверка их невозможна, так что от этих
хлопот вы избавлены. Если же у вас аккумулятор старого образца,
отвинтите пробки элементов, находящихся наверху (обычно их бывает
четыре или шесть), и проверьте, есть ли внутри элементов жидкость. Если
она не покрывает металлические пластины внутри элементов, долейте в
элементы воды.
Примечание: вода должна быть дистиллированной. Использовать для этих
целей обычную водопроводную воду нельзя. Как правило, срок работы
аккумуляторной батареи составляет от трех до пяти лет, а затем
аккумулятор меняют.