Якутия. Что нужно знать тому, кто едет сюда впервые?
До сих пор не могу без смеха вспомнить историю о том, как мы внаглую обманывали преподавателей в университете. Будучи студентами и отправляясь на каникулы между семестрами домой, мы приходили в учебную часть и просили добавочные дни на дорогу. На резонное требование обосновать просьбу, мы начинали долгий рассказ, что домой нам сначала надо лететь на самолёте, потом ехать на поезде.
После того как закончатся рельсы, надо пересаживаться на автобус, а затем, когда кончится и дорога, нам надо идти пешком по целине до перекладной почтовой станции. Тут, как в старину, нам приходится ехать на оленьих упряжках, меняя оленей на станциях, ориентируясь по солнцу и ночуя в тундре в ожидании следующего восхода солнца.
Главным в этот момент было сохранить серьёзную мину на лице и не засмеяться в лицо девочке-делопроизводителю или начальнице учебной части. Несмотря на то, что такую «лапшу» на уши мы «вешали» людям ещё в советские времена, когда народ был не в пример образованнее нынешнего, это всё равно работало, и нам исправно добавляли на дорогу порядка двух недель!
Как же ругался на нас бывший сокурсник, которому по роду деятельности пришлось как-то приехать в наш город. Выяснилось, что добраться до нас он может буквально за четыре часа полёта. Выйдя из дома утром, уже к обеду можно пить чай у нас в Мирном.
В последнее время Якутия принимает всё большее число гостей. Их можно разделить на две группы. Большая состоит из обычных командировочных. Меньшая – из самых отчаянных экстремалов, которым надоели спокойные, изученные всеми маршруты. Кто-то хочет сплавиться по нашим рекам, кто-то пробует покорить зимние автодороги Якутии, кто-то, насмотревшись передач об аномальных зонах, едет искать их самостоятельно.
Оставим экстремалов и прочих любителей острых ощущений в стороне. На что им нужно обращать внимание при поездке в Якутию, я расскажу в отдельном материале. Поговорим пока об «обычных» гражданах. Итак, что нужно знать человеку, едущему в Якутию из центральных районов России впервые?
Начнём с транспорта. И поныне до большинства крупных населённых пунктов Якутии (которых пересчитать-то можно по пальцам) удобнее всего добираться только самолётом. Железнодорожная ветка проложена до Нерюнгри. Но этот способ и долог, и неудобен – чтобы добраться до городков поменьше, всё равно придётся пересаживаться на самолёт. Из-за этой транспортной оторванности все регионы, расположенные западнее Якутии, мы называем «материком».
Стоит знать, что количество авиарейсов в зависимости от сезона сильно меняется. К лету их становится больше, а осенью меньше. Летом самолёты в Москву, Иркутск, Краснодар и другие города идут забитыми до отказа – начинается сезон отпусков, а зимой летят полупустыми. К осени всё меняется с точностью до наоборот. Покупать билет зимой можно не сильно загодя, а вот летом или по осени стоит бронировать его заранее. Желательно поинтересоваться и расписанием обратных полётов. Вполне может случиться так, что рейс, который исправно выполнялся ещё неделю назад, к нужному вам времени будет просто снят с линии до следующего пикового периода.
Если вам придётся пользоваться внутренними авиалиниями, стоит узнать график их полётов также перед приездом в Якутию. Эти рейсы выполняются далеко не каждый день. На некоторых направлениях они могут выполняться не чаще раза в неделю, так что застрять вы можете надолго.
Обязательно поинтересуйтесь прогнозом погоды. Зимой, когда температура опускается ниже сорока градусов, земля окутывается морозным туманом. Все полёты прекращаются до улучшения видимости. Это улучшение может наступить и через несколько часов, и через несколько дней. Впрочем, зимой вы всегда можете воспользоваться наземным транспортом. В этот период частные микроавтобусы-экспрессы курсируют между населёнными пунктами куда более регулярно. Летом, когда зимние автодороги (в обиходе – зимники) закрываются, экспрессы ездят далеко не везде, зато, соответственно, проблема туманов и регулярного выполнения полётов отпадает.
Пара слов об одежде, климате и погоде. Якутия – край, где царствует резко континентальный климат. Из-за этого температура в течение суток может меняться на десять, пятнадцать и даже двадцать градусов. Утром может стоять сорокаградусный мороз, а к вечеру потеплеть до минус пятнадцати.
Летом же бывает очень жарко. На рассвете термометр может показывать пятнадцать градусов тепла, а вечером все тридцать!
В северных районах Якутии температура даже летом может быть ненамного выше нуля. Ближе к Северному Ледовитому океану снег может пойти и в июле. Поэтому тёплая куртка с собой обязательна. В центральных, западных или южных районах Якутии гораздо комфортнее, но и там прихваченные с собой кофта, рубашка или джемпер не помешают.
Тем не менее, скачки температуры можно пережить относительно спокойно. Главная причина этого – низкая влажность воздуха. Правда, не стоит относиться к северным морозам пренебрежительно. Если в средней полосе России мороз из-за повышенной влажности воздуха чувствуется сразу, то в Якутии ты поначалу даже не успеваешь понять, что замерзаешь. Вроде выскочишь на мороз покурить, ощущая лишь лёгкую прохладу, а через секунду мороз скрутит так, что зайти в помещение ты уже можешь с обмороженным носом или ушами.
Немного о расходах и ценах. Как вы понимаете, неразвитая транспортная схема напрямую отражается на стоимости продуктов и проживания. Тратить менее трёх тысяч в сутки – это утопия. В эту сумму я включил и стоимость проживания, и питание. Стоит учесть и то, что наверняка вы захотите отведать блюда из национальной северной кухни – традиционную строганину или блюдо под названием «индигирка» из нашей чистейшей и вкуснейшей рыбы. Неповторимый вкус блюд из молодой оленины может понравиться вам всерьёз и надолго. Покупки промтоваров я в расчёт не беру, потому что вряд ли вы едете в Якутию на шопинг.
Вот вроде бы и всё, что необходимо знать человеку, впервые приезжающему на Крайний Север. Если я не напугал вас до смерти своими предупреждениями, милости просим вас в наш суровый, но такой неповторимый край!