22 марта 1907 года, ровно 100 лет назад в Лондоне на улицах появились
необычные такси. Впрочем, с виду они ничем не отличались от своих
предшественников. Новое в них было одно: на приборной панели были
установлены счетчики.
Именно с этого дня такси и стали так называться (до этого они вообще не
имели четкого названия). Но эти «считалки» назвали таксиметрами,
объединив сразу два слова – французское «taхе» и греческое «metron»,
означающих соответственно «плата» и «измерение»).
С тех пор счетчики если и изменились, то незначительно, они и во время
своего появления умели главное – показывали пройденное расстояние,
избавляя водителей и пассажиров от бесплодных споров, сколько следует
платить за поездку.
Впрочем, как вы, наверное, догадываетесь – первенство у англичан
оспаривают американцы, которые уверены – такси появилось впервые именно
в Нью-Йорке, причем несколько позже – 13 августа 1907 года. А когда их
пытаются уличить в жульничестве, американские исследователи охотно
соглашаются: хорошо, пусть будет так, что в Нью-Йорке впервые было
заказано такси!
На самом деле история платных перевозок пассажиров в населенных пунктах
началась почти 370 лет назад – летом 1639 года, когда корпорация
английских коучменов учредила лицензию на извоз. Первое название этого
транспортного средства – «хэкни» от английского «hackney» – разъездная
лошадь. Впрочем, даже после этого понадобилось чуть больше 200 лет для
того, чтобы создать специальный закрытый экипаж – кабриолет, или
сокращено кэб.
Но что еще более удивительно – до изобретения таксометра (первые
образцы которого появились все-таки не в Англии, а во Франции, за
полтора года до этого) существовал еще один хитроумный способ отсчета
длины пути. Причем, как ни парадоксально он не связан ни с метрами, ни
с километрами, ни с милями и лье. Над одним из колес экипажа
устанавливался специальный ящичек, который был заполнен небольшими
камушками. Когда колесо совершало полный оборот, срабатывала
специальная зацепка, которое приоткрывало окошко, из которого в емкость
под ящичком вываливался один камушек. В конце поездки водителю и
пассажиру нужно было только пересчитать камушки и заплатить согласно
тарифу. Чаще оплата принималась из расчета 1:1.
Такси стало особо популярным после одного случая, который произошел в
ходе Первой мировой войны, осенью 1914 года. Тогда немцы прорвали
французскую оборону и ускоренным маршем двинулись на Париж. Французское
командование предприняло хитроумный ход. «Под ружье» были поставлены
все 1200 столичных такси. Они «под завязку» загрузились солдатами и
офицерами и отправились на позиции на рубеж реки Марны. Только за одну
ночь было переброшено более 6,5 тысяч защитников Республики. Не ожидав
такого коварства, немцы отступили. Угроза захвата Парижа была снята! А
эти машины вошли в историю, как «марнские такси».
Но вернемся к отечественной летописи. В том же, 1907 году, в газете
«Голос Москвы» появилось первое упоминание об извозчике на автомобиле.
С этого момента в крупных российских городах начался настоящий
«такси-бум», который сошел на нет с победой социалистической революции.
Такси были объявлены «буржуазным пережитком» и убраны с улиц Москвы,
Ленинграда и других городов. И только после смерти вождя мирового
пролетариата победители вдруг осознали, что свои ноги сбивать дороже.
На одном из декабрьских заседаний 1924 года Моссовета было принято
решение о закупке 200 автомобилей такси марок Renault и Fiat.
Весной 1925 года автомобили прибыли в Москву и Ленинград и еще 10 лет
курсировали только в этих городах – до постановки на конвейер
производства отечественных автомобилей «ГАЗ-А». За четыре года было
выпущено порядка 1000 таких автомобилей!
Спустя три года после победоносного завершения Великой Отечественной
войны было принято решение «метить» такси, чтобы они сразу же бросались
в глаза. С этой целью по бортам автомобилей начали рисовать шахматные
клеточки, а в правом верхнем углу установили лампочку с зеленым
стеклом, чтобы водитель мог цветовым сигналом сообщать, когда он
свободен!
Первые «Волги» в качестве автомобилей появились ровно 50 лет назад – в
1957 году. И с тех пор они стали таким же атрибутом советской
действительности, как бутылка водки по 2 рубля 87 копеек или докторская
колбаса по 2 руб. 20 коп.!
Но в те времена поездка на такси была далеко не каждому советскому
человеку по карману. Это очень ловко обыграл Леонид Гайдай в
«Брильянтовой руке», вложив эту фразу в уста героини Ноны Мордюковой –
«Наши люди на такси в булочную не ездят!»
Впрочем, сегодня это потеряло свою актуальность. Более того,
практически во всех крупных городах число частных такси превышает число
государственных.
А недавно у нас, в Калининграде, появились такси, выкрашенные в яркий
розовый цвет! Управляют этими автомобилями исключительно женщины! И
посадка в эту «розовую пантеру» разрешается исключительно женщинам и
детям!
Дискриминация по половому признаку? Может быть. Но мужчины-водители, завидев такой автомобиль, заблаговременно снижают скорость!