Православная икона "Апостол Иоанн Богослов"
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» – этими
словами он начинает свое знаменитое Евангелие. «Кто не любит, тот не
познал Бога, потому что Бог есть любовь» – другое, не менее известное
его изречение из Первого Соборного послания. Слово и любовь были двумя
его путеводными звездами, и он успевал следовать сразу за обеими.
Иоанн Богослов – под таким «псевдонимом» его канонизировала
христианская церковь. Апостол любви – менее распространенная
характеристика. Зато куда более романтичная. Ведь в понятие «любовь»
мы, как правило, вкладываем самое заветное, самое дорогое.
В православной традиции день апостола и евангелиста Иоанна Богослова отмечает 21 мая
(по старому стилю – 8 мая). Как святого, его считают своим покровителем
все, кто так или иначе связан с книгами и книгоиздательством – авторы,
редакторы, издатели, полиграфисты, а также деятели книжного рынка и
работники бумажной промышленности.
Иоанн в избранном окружении Христа – на особом месте. По преданию, он
был не просто избранным, а возлюбленным учеником Спасителя. На иконах
он часто изображается в виде старца, исполненного кротости и величия
одновременно, с печатью спокойствия, глубины и нежности на лице. Рядом
можно увидеть изображение орла, который символизирует высокое парение
богословской мысли.
Из текстов Священного Писания
мы узнаем, что сына Зеведея и Соломии Иоанна вместе с братом его
Иаковом Иисус позвал за собой в тот момент, когда они сидели в лодке с
отцом и мирно чинили свои рыбацкие снасти. И они пошли за Ним следом,
ни минуты не колеблясь, позабыв и о снастях, и об оставленном пожилом
отце… Именно Иоанну, а не кому-нибудь другому, впоследствии, уже будучи
на кресте, Христос поручит заботиться о Своей матери – Деве Марии. И
тот выполнил поручение. Лишь после успения Божией Матери он со своим
учеником Прохором отправился в Эфес – проповедовать.
Гонения на христиан, учиненные императором Домицианом, не обошли
апостола стороной. Иоанна Богослова в узах отвели в Рим и приговорили к
смертной казни. Но выпив чашу с ядом, он остался жив. Убийственное
зелье не смогло оказать на него никакого воздействия. С тех пор
считается, что молитва Иоанну Богослову спасает от отравления.
Его пытались умертвить и другим способом: погружая в котел с кипящим
маслом. Но Иоанн …опять остался жив! Тогда его отправили на остров
Патмос – в ссылку, в заточение. Период изгнания оказался довольно
затянутым.
Иоанну Богослову христианская традиция приписывает авторство одного из евангелий, трех соборных посланий и книги Откровения, заслужившей и второе название – Апокалипсис.
Согласно легенде, Иоанн Богослов прожил более ста лет. Хотя более
официальные источники уверяют, что дата его рождения неизвестна, до нас
дошло лишь упоминание о его смерти в 101 году н.э. Почувствовав, что
пришла его пора покидать этот мир, Иоанн повелел своим ученикам
выкопать в земле крестообразную могилу, лег в нее и попросил, чтобы они
засыпали ее землей. Ученики рыдали и покрывали старца поцелуями, но не
дерзнули его ослушаться. Они исполнили все точь-в-точь, как он сказал.
Перед тем, как закопать могилу, они накрыли лицо Иоанна платком.
Остальные ученики апостола, прослышав о его необычной кончине,
поспешили к могиле и разрыли ее. Она была пуста. Тело апостола
загадочным образом исчезло. Тем не менее, каждый год 21 мая на
поверхности захоронения выступает тонкий прах (пыль). Верующие
тщательно его собирают и затем используют при врачевании различных
болезней.
В иконописи закрепился также обычай писать Иоанна Богослова вместе с
его учеником Прохором (см. выше). Последний записывает речи апостола.
Эта традиция свойственна византийскому и древнерусскому искусству, а
укореняется она в раннехристианском апокрифе «Деяния Иоанна Богослова».
В православном христианском календаре помимо 21 (8) мая с именем Иоанна Богослова связана еще одна дата – 9 октября
(26 сентября по старому стилю). Как тут не вспомнить Марину Цветаеву?
«Красною кистью рябина зажглась. Падали листья, я родилась. Спорили
сотни колоколов. День был субботний – Иоанн Богослов…».
Относительно недавно по инициативе секретаря ученого совета Московской
духовной академии Павла Великанова апостол Иоанн Богослов едва не стал
покровителем рунета – вроде того, как всей остальной паутине
покровительствует католический святой Исидор.
Российское духовенство отклонило идею Великанова, заявив, что в
православии не принято по указке «сверху» закреплять какого-то
определенного святого за конкретным видом деятельности. Так что пока
Иоанн остался исключительно при книжном деле.