Алексей ТимофейчевБи-би-си, Москва
Совместное участие премьеров России и Польши в мероприятиях в Катынском лесу рассматривается польскими СМИ как жест доброй воли с российской стороны. Однако в России далеко не все полагают, что российский премьер поступает правильно, фактически в очередной раз осуждая сталинский режим за убийство польских военнопленных.
Есть и те, кто настаивает на виновности фашистской Германии и не верит, что польских офицеров весной 1940 года расстрелял НКВД.
Впрочем, сторонники обновленной советской версии событий в Катыни не считают, что Советский Союз совершенно не причастен к смерти польских граждан. Они признают, что часть из них все же была расстреляна по решению советского руководства. Но документы по этому вопросу, по их мнению, были позже сфальсифицированы.
Возможно, отрицание того, что основная вина лежит на сталинском СССР, связано и с опасениями требований о выплате многомиллионных компенсаций за катынский расстрел.
Мероприятия по случаю 70-летия катынского расстрела совпадают с продолжающимся процессом родственников катынских жертв против Российской Федерации.
19 марта истек срок, до которого Россия должна была предоставить свою оценку ситуации по поводу «катынского дела» суду в Страсбурге.
Грозят ли России многомиллиардные выплаты?
Как рассказал bbcrussiаn.com представитель катынских семей в Страсбургском суде Иренеуш Каминский, свои иски в суд подали уже 34 человек. По словам Каминского, с подобным намерением к нему обращаются и другие родственники катынских жертв.
При этом Каминский затруднился сказать, сколько всего человек может подать иски к Российской Федерации, напомнив только, что всего было расстреляно более 21 тыс. польских военнослужащих.
Страсбургский суд рассматривает сейчас три иска. Однако Каминский дал понять, что их может быть больше.
Адвокат рассказал, что в настоящее время истцы не выдвигают финансовых претензий к России. Они хотят получить от российских властей символический 1 евро, подчеркивая тем самым, что речь идет не о деньгах, а о чем-то более важном.
В то же время в России часто озвучиваются опасения, что родственники расстрелянных в Катыни поляков могут предъявить России иски на миллиарды долларов.
Член фракции КПРФ в Госдуме Виктор Илюхин сообщил в интервью bbcrussiаn.com, что эта сумма может составить до 100 млрд долларов.
«Пропагандистская спецоперация»
Илюхин заявляет, что «катынское дело» направлено уже не против СССР, а против России. При этом парламентарий подчеркивает, что в этом вопросе далеко не все так очевидно, как кажется.
В связи с этим фракция коммунистов призвала провести парламентское расследование катынских событий.
Еще раньше — в мае прошлого года — коммунисты выступили с обращением к президенту России. В нем они назвали «катынское дело» «пропагандистской спецоперацией», одной из целей которой является «политическая дискредитация России».
В своем обращении они предупредили о возможности предъявления России требований о выплате многомиллионных компенсаций на основе решений суда в Страсбурге. При этом они ссылались на публикацию во влиятельном польском издании Gazeta Wyborcza, которая обнародовала возможную сумму польских финансовых претензий к России, составляющую 660 млн евро.
Представители фракции КПРФ призвали Дмитрия Медведева рассекретить архивные материалы, имеющие отношение к «катынскому делу».
Интересно, что этого же в Страсбурге требуют от России и родственники катынских жертв (кроме того, они настаивают на реабилитации погибших).
Навязанная версия?
Илюхин и другие представители фракции КПРФ в Госдуме ставят под сомнение результаты того расследования, которое Генеральная военная прокуратура (ГВП) проводила в течение 14 лет — с 1990 по 2004 годы.
Материалы следствия составили 183 тома, из них 114 томов засекретили. ГВП пришла к выводу, что к расстрелу специальной «тройкой» НКВД было приговорено 14 542 поляка.
В официальном ответе ГВП на письмо одного их руководителей «Мемориала» Арсения Рогинского говорится, что следователями было «достоверно установлена гибель 1803 польских военнопленных, установлена личность 22 из них». Преступление «ряда конкретных высокопоставленных должностных лиц СССР» было квалифицировано как «превышение полномочий, а уголовное дело в их отношении прекращено за смертью виновных».
Прокуратура не подтвердила также квалификацию расстрела поляков как геноцида, на чем настаивают многие польские политики.
По словам же Илюхина, с самого начала не было предпосылок для того, чтобы расследование ГВП было объективным. Депутат напоминает, что еще в самом начале следствия за расстрел польских граждан от имени СССР извинился Михаил Горбачев, затем уже от имени России это сделали Борис Ельцин и Владимир Путин.
В таких условиях следствию уже был заранее задан вполне определенный вектор. По мнению Илюхина, никакой следователь или прокурор не возьмет на себя ответственность поставить под сомнение версию, последовательно озвученную главами государства. Как бывший высокопоставленный сотрудник прокуратуры СССР, он утверждает, что следователям навязали одну версию, и результаты следствия были предрешены.
Депутат считает, что нельзя с достоверностью утверждать, что поляки были расстреляны НКВД, если не было проведено необходимой для такого рода расследования эксгумации каждого трупа.
Претензии к следователям
Скептически к следствию, проводившемуся почти полтора десятка лет назад, относится и Андрей Савельев,экс-депутат Госдумы предыдущего созыва от партии «Родина». [Партия запомнилась не столько своей политической программой, сколько скандальным видеороликом «Очистим Москву от мусора», за который суд снял ее с выборов в Мосгордуму в 2005 году. Один из участников того ролика, Дмитрий Рогозин, ныне — постоянный представитель России в НАТО – Ред.].
В интервью bbcrussian.com Савельев рассказал, что, во-первых, даже обладая статусом парламентария, ему было достаточно сложно ознакомиться с материалами дела Главной военной прокуратуры. Ему разрешили это сделать только после того, как он прямо спросил об этом Генерального прокурора на пленарном заседании нижней палаты российского парламента.
Во-вторых, когда Савельев все-таки получил допуск к этому делу, его удивило то, как был сформулирован заключительный документ ГВП, в котором говорилось о том, кто виновен в Катынском преступлении. По его словам, это была просто халтура.
«Это было не расследование, а намеренное затягивание дела и заполнение его всякой чепухой. Вопросы, которые были у независимых экспертов, даже не изучались», — утверждает Савельев.
Савельев сетует на то, что следователи российской военной прокуратуры не стали проверять материалы комиссии академика Бурденко 1944 года, которая занималась повторной эксгумацией останков польских военнослужащих (первоначальная эксгумация была проведена немцами весной 1943 года, когда и было объявлено, что за смерть польских военнопленных несет ответственность Советский Союз). Комиссия Бурденко заявила о том, что польских военнопленных расстреляли гитлеровцы.
По мнению одного из организаторов международного проекта Katyn.ru Сергея Стрыгина, проводя расследование, следователи не ознакомились с большим массивом имеющихся документов, касающихся судьбы польских военнопленных.
Полный комплект документации о поляках, как он заявил в интервью bbcrussian.com, хранится в Москве в ряде архивов: в основном — в архиве президента РФ. Самая же интересная информация по этому делу, по словам Стрыгина, содержится в особом архиве Генерального штаба.
СССР ответственен не за все смерти?
Далеко не все те, кто был захоронен под Катынью, являются польскими офицерами, полагают противники общепринятой версии тех событий, — там были похоронены и расстрелянные НКВД советские граждане, и умершие от полученных в боях ран красноармейцы.
Сторонники обновленной советской версии событий в Катыни не считают, что Советский Союз совершенно не причастен к смерти польских граждан. Они признают, что часть из них все же была расстреляна по решению советского руководства. Документы по этому вопросу, по их мнению, были позже сфальсифицированы.
Однако утверждается, что речь идет о намного меньших цифрах: по их мнению, по решению советских судебных органов были расстреляны 3198 граждан Польши. При этом делается ссылка на свидетельства высокопоставленного функционера сталинской эпохи Лазаря Кагановича, который говорил об этом во второй половине 1980-х годов прошлого века.
Многие из расстрелянных, продолжают свою аргументацию «катынские скептики», тогда были ответственны за гибель советских военнопленных в Польше в 1920-21 гг. и за преследования коммунистов в предвоенный период.
Как раз решение о расстреле этой группы польских граждан, по мнению ставящих под сомнение то, что считается общепринятой версией катынских событий, и было положено в основу фальсификацию главных документальных доказательств в этом деле.
«Катынские скептики» считают, что большинство из более чем 20 тысяч польских военнослужащих вообще никто не расстреливал. Их следы просто затерялись в годы войны. А значительная часть останков найденных в Катыни людей принадлежит расстрелянным немцами летом 1941 года польским евреям, которые были мобилизованы в строительные (инженерные) части немецкой армии.
Секретность не устраивает никого
Интересно, что, говоря о позиции нынешних российских властей, сторонники версии ответственности фашистской Германии за смерть польских граждан, высказывают надежду на то, что отношение к этому делу упремьер-министра и президента России может серьезно отличаться.
Так, по словам Сергея Стрыгина, Медведев живо отреагировал на переданное обращение коммунистов и поручил архивам собрать необходимые документы, но его поручение, утверждает Стрыгин, было саботировано.
Парадоксально, но, несмотря на все различия в подходах к катынской теме, всех ею интересующихся объединяет одно: желание, чтобы Генпрокуратура сняла гриф секретности с материалов дела.
Однако пока прокуроры остаются глухи к этим призывам.
Этот материал продолжает серию публикаций bbcrussian.com, посвященных 70-летию Катынской трагедии. Весной 1940 года без суда были расстреляны более двадцати тысяч польских военнопленных — офицеров, полицейских и жандармов, священнослужителей, чиновников, интеллигентов. Они лежат в братских могилах в Смоленской и Тверской областях, под Киевом, Харьковом, Минском. До сих пор не поставлена точка в споре, кто и зачем убил поляков, оказавшихся в советском плену, несет ли современная Россия ответственность за действия сталинского руководства СССР. Премьер-министры России и Польши 7 апреля встречаются в Катыни, чтобы совместно почтить память безвинно погибших.