Строительные работы в России зачастую получаются дороже, чем в Европе, и это трудно объяснить, учитывая, что здесь ниже заработная плата, дешевле материалы и электроэнергия, заявил премьер-министр Владимир Путин на встрече с вице-премьером Дмитрием Козаком. «Я посмотрел, что происходит в последнее время. Некоторые принципы ценообразования были изменены, но какой результат? Результат обратный ожиданиям! Цены выросли! В том числе при строительстве мостов, капитальных сооружений. Дмитрий Николаевич, что происходит?» — спросил премьер своего заместителя. Глава правительства уточнил, что в первую очередь это касается «сверхкрупных государственных строек» — к Олимпиаде в Сочи, к саммиту АТЭС во Владивостоке, к Универсиаде в Казани.
Премьер потребовал изменить принципы ценообразования так, чтобы они приводили «не к повышению, а к снижению стоимости и к сокращению бюджетных расходов».
А «должностные лица, которые подобным образом исполняют решения правительства РФ, должны быть немедленно освобождены от занимаемой должности», добавил Путин. «Прошу вас представить предложения в самые короткие сроки. Прямо сегодня!»
— заявил премьер. В пресс-службе Дмитрия Козака «Газете.Ru» сообщили, что информация о предложениях зампреда, а также о чиновниках, которые понесут наказание, появится уже в понедельник вечером.
Аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Фабисович рассказал «Газете.Ru», где именно кроются возможности финансовых нарушений при строительстве крупных инфраструктурных объектов. Проектирование подобных объектов проходит в две стадии. На первой создаётся общий проект и сводный сметный расчет по укрупненным показателям. На этой стадии и утверждается стартовая цена конкурса для подрядчиков. Во время конкурса определяется окончательная договорная цена, за которую подрядчик обязуется построить объект. И только потом, во время второй стадии проектирования создаются рабочие чертежи и составление конкретных смет по этим чертежам. В них уже четко, до кубометра, рассчитывается стоимость материалов, а также затраты на трудовые ресурсы. В результате первоначальную смету рассчитывают с ошибками, как правило, завышая стоимость будущего строительства.
«Наши проверки показывают, что практически всегда стоимость проектов завышена. Причем неточность достигает 30%, а в некоторых случаях и того больше», — говорит аудитор.
Руководитель аппарата Национального объединения проектировщиков Александр Першин считает, что такая неточность возникает от того, что сами проектировщики не участвуют в составлении окончательных смет. Сегодня в строительном процессе, как правило, отсутствует авторский надзор проектировщиков за процессом воплощения проекта в готовое здание или сооружение, отмечает он: проектировщики отстранены от участия непосредственно в строительном процессе, т. е. фактически они со стройки удалены. В итоге строительстводе-факто всецело отдано на «откуп» самим строителям — они могут вносить изменения в проект: например, увеличивать объемы работ, изменять количество и качество материалов, использовать материалы, не предусмотренные проектной сметой.
В результате, хотя порядок ценообразования утвержден различными нормативными документами и следить за расходуемыми средствами должны сразу несколько участников сделки, за выполнением этих норм практически никто не следит, отмечает Фабисович. «Техническими заказчиками сейчас выступают сплошь коммерческие организации, а у них нет прямых стимулов надежно определять стоимость», — рассказывает аудитор, госзаказчики же тоже этим не занимаются. «Мы делаем выборочные проверки объектов, но за всеми стройками Счетная палата уследить физически не может», — признает Фабисович, особенно если дело касается крупных объектов, строительство которых может тянуться годами. Причем, по словам аудитора, доказать в суде умышленный сговор практически невозможно, «даже когда проверка Счетной палаты показывает, что серьёзные ошибки в пользу застройщика действительно были».
Мало того, чиновники зачастую сами являются причиной удорожания проектов, ставя разнообразные административные барьеры. Так, по словам директора по маркетингу и продажам ООО «Квартал Эстейт» Сергея Лушкина,
только расходы на согласования с чиновниками и подключение к коммунальным сетям сегодня могут превышать половину строительной стоимости объекта недвижимости.
Выход из сложившейся ситуации «изобретать не надо», считают эксперты. Окончательную стоимость объекта, говорит Фабисович, надо определять не из примерной и зачастую ошибочной общей сметы, а из конкретных смет по чертежам. Тогда, считает аудитор, погрешность удастся снизить на 20-25% — до статистической. По его словам, подобная система ценообразования в строительстве действовала ещё в СССР. Проектировщики же поддерживают намерение министра Минрегиона Виктора Басаргина вернуть главных инженеров и архитекторов проекта (ГИПов и ГАПов) на стройку, с тем чтобы они получили реальную возможность контролировать процесс строительства и персонально отвечали бы за исполнение проекта и за внесение в него изменений.