В своем полугодовом отчете, представленном 25 февраля американскому Конгрессу и посвященному денежно-кредитной политике, председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке указал на трудности, с которыми сталкивается глобальная экономика в процессе выхода из кризиса. Данные проблемы охватывают целый ряд вопросов, оказывающих воздействие на финансовые операции и связанные с ними риски для государств и центральных банков по всему миру. Это регулирование и контроль финансовых институтов, расширяющиеся дефициты развитых экономик и растущий государственный долг.
Основным вопросом, ответа на который с нетерпением ожидали финансовые рынки, являлся уровень процентных ставок и стратегия отхода ФРС от денежных вливаний в финансовую систему США. "Безусловно, решения ФРС будут влиять на будущее развитие глобальных рынков, учитывая, что эти рынки еще характеризируются нестабильностью, - считает эксперт по макроэкономическому развитию, президент вашингтонской компании "Крулл Корпорейшн" Александр Мирчев. - Доверие рынков к действиям государственных институтов находится в прямой зависимости от стратегии отхода от государственных денежных интервенций".
В этом отношении проблема бюджетного дефицита США, который, по прогнозам аналитиков, составит в этом году $1,6 трлн, приобретает особую важность для глобальной экономики. Бернанке уже предупреждал о возможной потере доверия рынков ввиду рисков, связанных с потенциальной неустойчивостью баланса активов и пассивов правительства США, в условиях, когда государственный долг страны составляет $12 триллионов.
"Если рынки усомнятся в финансовой стабильности самой большой экономики мира, существует реальная угроза переноса этого недоверия на другие рынки, с возможностью негативных последствий для глобальной экономики, - считает Мирчев. - Ощущая нестабильность, в ответ на ожидаемые "мини-кризисы" рынки могут приступить к реализации своих собственных стратегий. Паника может привести к более поспешным и хаотическим действиям, чем переоценка основных развитых и развивающихся экономик". Сложившиеся обстоятельства требуют реализации такого плана, который бы заслуживал доверия участников рынка и согласовал прогнозируемые государственные расходы с налоговыми поступлениями.
Заверения Бернанке отметили и обусловили приемлемость увеличения краткосрочного дефицита на время оздоровления экономики, но они также поставили вопрос о необходимости сведения дефицита до 2,5% - 3% от ВВП. Однако на данном этапе практической стратегии снижения дефицитов не только экономики США, но и большинства других развитых экономик просто не существует.
Как считает советник президента США, бывший руководитель ФРБ Пол Уолкер, "еще рано предпринимать меры фискального или денежно-кредитного затягивания". По сути, ФРС, призванной по закону максимизировать экономический рост и поддерживать стабильность цен, на фоне прогнозов о максимальном уровне безработицы в 2011 г., предстоит сделать выбор: либо поддерживать меры, принятые для преодоления последствий кризиса, либо инициировать "стратегию выхода". В настоящее время Федрезерв не может ни снизить процентные ставки, которые уже находятся в пределах 0% - 0,25%, ни реструктурировать свои долговые обязательства из страха подорвать доверие участников рынка. Как заявил бывший председатель ФРС Алан Гринспен, "долгосрочные процентные ставки по долгу США являются ахиллесовой пятой".
"Возможности ФРС сравнительно ограничены и имеющиеся механизмы можно применять только в определенном русле, - отмечает Мирчев. - А то, что ФРС приступит к реализации "стратегии выхода", будет зависеть не только от чисто экономических, но и от политических обстоятельств".
При всем при этом перспектива будущего дефицита США не дает надежды на быстрое экономическое оздоровление. Существует реальная угроза того, что ФРС может потерять возможность действовать автономно в части стабилизации уровня инфляции. "Такое развитие событий может вызвать глобальные дисбалансы, которые невозможно рассматривать изолированно в отношении США, - считает Мирчев. - Наоборот, рынки и дальше будут ориентироваться на глобальную роль США, оценивая ситуацию в ЕС, Китае, России, Индии, Бразилии и других растущих экономиках в соответствии с их ожиданиями относительно экономики США".
Пока самый влиятельный центральный банк мира не найдет ответы на фундаментальные вопросы, касающиеся устойчивого развития крупнейшей экономики планеты, как в государственном так и глобальном масштабе, никакой определенности относительно состояния и развития глобальной финансовой архитектуры ждать не следует.
www.utro.ru